Фитнес-рынок России post image

Фитнес-рынок России

Обзор фитнес-рынка России и Москвы: портрет аудитории, данные по количеству клубов, крупнейшие игроки. Перспективы развития — перенасыщен ли рынок фитнеса?

Фитнес по-русски

Данные о фитнес-индустрии России существенно разнятся. С одной стороны, по оценке международной спортивной организации IHRSA, в середине 2013 года в России насчитывалось 3300 фитнес-клубов и примерно 1.7 млн. человек, их посещающих(1).

С другой стороны, последние соцопросы показывают, что более 52% населения страны постоянно занимается спортом, а 14% (20 млн.) делает это несколько раз в неделю(2). Однако десятикратная разница в цифрах ставит под большое сомнение «государственные» данные.

Фитнес-рынок Москвы

В Москве, столице и крупнейшем городе России, проживает более 12 млн. человек — около 9% от всего населения огромной страны. По состоянию на 2012 год в городе действовало примерно 500-600 фитнес-клубов, суммарно обслуживающих 1 млн. человек(3).

Однако, если уровень проникновения фитнеса в Москве близок к европейским цифрам (порядка 10% населения), то ситуация по стране иная — не более 2-3% жителей городов-миллионников занимается фитнесом, а в маленьких городах ситуация еще хуже.

Аудитория фитнес-клубов России

Женщины составляют более 56% от всех посетителей фитнес-клубов России, что весьма близко к общемировым цифрам. Как и во всех других странах, женщины предпочитают групповые программы и кардиозону, оставляя зону силовых тренировок мужчинам.

Большая часть занимающихся фитнесом относится к возрастной категории 25-34 года, что является типичным скорее для стран Латинской Америки, чем для стареющей Европы — в Германии весомую долю членов фитнес-клубов занимают люди старше 40 лет.

Интересный факт:

40% населения России (50 млн. человек) старше 50 лет, Германии — 35% (33 млн. человек), Бразилии — 13.5% (27 млн. человек).

Ценовая политика

В России превалирует практика продажи годовых абонементов в фитнес-клуб — всю стоимость года занятий необходимо заплатить сразу. Месячные и квартальные абонементы предлагаются далеко не всеми клубами, являясь при этом крайне невыгодными по цене.

Стоимость годовой карты варьируется от $900 для бюджетного фитнес-клуба до $4000 для клуба элитного формата. Эконом-сегмент, так популярный во Франции, хотя и представлен рядом игроков, но вызывает критику занимающихся из-за низкого качества услуг.

Крупнейшие игроки

Крупнейшими фитнес-компаниями России являются «Русская фитнес-группа» (бренды WorldClass и «Физкульт») — 60 клубов, Alex Fitness — 60, Fitness House — 49, X-Fit — 33, Zebra — 30, Strata Partners (бренды CityFitness и Orange Fitness) — 27, «Планета Фитнес» — 22 клуба(4).

Перечисленные выше сети объединяют около 300 клубов. При этом, по данным компании Fitness Media, занимающейся размещением рекламы, суммарно не более 500 клубов можно назвать полноценными фитнес-центрами, тогда как остальные 2800 являются обычными спортзалами.

Лидер рынка: WorldClass

Первый клуб WorldClass был открыт на территории тогда еще Советского Союза в 1990 году — этот факт позволяет компании использовать фразу «Сеть фитнес-клубов №1» (см. заглавную иллюстрацию). В настоящее время сеть лидирует в сегменте элитного фитнеса.

В ноябре 2013 года появилась информация о возможной покупке контрольного пакета в головной «Русской фитнес группе» компаниями «ВТБ капитал» и Goldman Sachs за $37 млн, что равняется 7 EBITDA(5). Общая оценка бизнеса в этом случае составит более $100 млн.

Перспективы развития фитнеса в России

Несмотря на то, что за последние пять лет количество фитнес-клубов в стране удвоилось, рост количества членов этих клубов менее скромен. Сравнивая данные с другими европейскими странами, можно говорить о перенасыщении рынка фитнес-центрами.

Судя по всему, все те, кто хотели бы заниматься фитнесом в России, уже это делают. Более старшая возрастная категория спортом не интересуется, а притока подростков ждать не стоит, поскольку страна десятилетиями находится в демографической яме.

***

Несмотря на положительную “государственную” статистику, реальное положение дел на фитнес-рынке России не так хорошо. Судя по всему, рынок уже перенасыщен фитнес-клубами, а возможностей для увеличения аудитории этих клубов больше нет.

Источники информации:

  1. IHRSA, official site, soure
  2. О динамике развития массового спорта в России, source
  3. Рынок фитнес-услуг растет гигантскими темпами, source
  4. По данным официальных сайтов
  5. «ВТБ капитал» и Goldman Sachs могут получить контроль в «РФГ», source

Использование материалов:

Добавить новый комментарий:

Загрузка...