Питание до появления холодильника
Типичное американское утро XIX века начиналось с жареных яиц, сосисок и бекона — сразу несколько дневных норм соли и насыщенных жиров съедалась за пару минут. Однако разговоров о вреде такого питания не было, поскольку отсутствовала альтернатива.
Промышленные холодильники, позволяющие перевозить фрукты на дальние расстояния, появились в начале XX века, а домашние модели стали продаваться в 1920-х. Возможность хранить пищу дома перевернула отношение к питанию и понятию «здоровая еда».
«Здоровая» альтернатива жирному
Уже в начале тридцатых годов массовый потребитель знал, что слишком жирная пища на завтрак вызывает тяжесть в желудке, а также может служить причиной набора лишнего веса. В поисках здоровой альтернативы выбор пал на каши и хлопья зерновых культур.
Две компании, Kellogg и Post, практически одновременно предложили быструю (и по меркам того времени здоровую) альтернативу — cereal. В сухие хлопья на основе пшеницы, овса или кукурузы нужно просто добавить немного молока, и полезный завтрак уже на столе.
История Kellogg
В 1894 году Джон Кэлог (John Harvey Kellogg) вместе со своей женой в домашних условиях изготовили первые сухие хлопья — разваренная пшеница прессовалась в тонкий лист, который запекался в духовке, превращаясь, собственно, в хлопья. О добавлении сахара речь не шла.
В 1896 году вместе со своим младшим братом, Уиллом, Джон открывает клинику для снижения веса, где основой диеты служат его хлопья. Через несколько лет их клиника The Battle Creek Sanitarium March обсуживала до четырехсот пациентов одновременно(1).
Сахарные хлопья
Спустя десять Уилл добавляет в рецептуру хлопьев сахар, тогда как Джон решительно против такого решения, поскольку в результате продукт теряет свое диетические свойства. Братья ссорятся, и в 1922 году Уилл регистрирует собственную компанию с именем Kellogg.
Компания Post, находившаяся в том же городке Battle Creek, видя положительные отзывы покупателей, также делает свои хлопья сладкими, добавляя виноградный сок. Ближе к 1970 году две этих компании контролировали 85% рынка хлопьев в США.
Борьба против сахара
Первое заявление о вреде сахара было сделано в 1975 году стоматологом Ира Шэннон (Ira Shannon) — его анализ показал, что некоторые хлопья содержат в составе до 70% чистого сахара(3). Важно отметить, что калорийность и состав продукта на упаковке тогда не указывались.
К этому времени детские шоу были наполнены рекламой сахарных снеков, на коробках с хлопьями были нарисованы герои комиков, а матери были уверены, что дают детям здоровый завтрак. Шэнон же настаивал, что хлопья должны быть приравнены к сладостям и продаваться под контролем.
Противостояние
Отрасль сухих хлопьев с объемом продаж в $5 млрд. долларов (в ценах 1970-х) усиленно сопротивлялась требованиям как указывать содержание сахара на упаковке, так и снижать его уровень. Лоббисты компаний усиленно заглушали разговоры о любом вреде сахара(1).
Пятнадцать лет понадобилась властям США, чтобы заметить эпидемию детского ожирения, связать ее с хлопьями и потребовать публикации состава продукта. Следом была запрещена реклама в детских программах. Однако компании направили усилия на другие страны.
Современная ситуация
Продукция Kellogg (бренды Corn Flakes, Special K, Fruit Loops и сотни других) и General Mills, поглотившей компанию Post, и, в свою очередь, вошедшей в состав сигаретного холдинга Phillip Morris (бренды Gold Flakes, Oatmeal Crisp и другие) продается по всему миру.
Таблица состава продукта, обязательная в США, является таковой далеко не везде. Миллиардные бюджеты идут на то, чтобы в развивающихся странах (Мексике, Бразилии, России и других) как можно дольше верили в то, что сахарные хлопья и мюсли — полезны.
***
Именно благодаря сахарным хлопьям, ставшим первым в истории продающимся уже готовым продуктом, в США была введена обязательная таблица состава продукта на упаковке. Однако производители уверенно расширяют рынки сбыта на развивающиеся страны.
Научные источники: