Культура потребления сыра
Веками сыр служил своего рода лакомством — небольшой его кусочек вместе с хлебом и маслом съедался на завтрак, а за ужином он служил приятным дополнением к бокалу вина. Традиционно сыр стоил дорого, так как его производство требовало до полутора лет.
Однако современное потребление далеко от традиций: в 1970 году средний американец ежегодно съедал 5 кг. сыра, в 1980 — 8 кг, в 1990 — 11.5 кг, в 2000 — 14 кг, в 2007 — 15 кг(1). Сыр перестал быть отдельным продуктом и деликатесом. Он стал ингредиентом.
Джеймс Крафт
Крупнейшей в мире «сырной» компанией является пищевой гигант Kraft, мировой объем продаж которого составляет более $7 млрд. в год. Компания была основана Джеймсом Крафтом (James Lewis Kraft) в 1912 году, и изначально занималась исключительно продажей сыра(2).
В 1915 году Джейс получил кремообразный плавленый сыр, увеличив срок хранения продукта с нескольких дней до месяцев. Изобретение перевернуло рынок и сделало его миллионером. В 1960 году компания Kraft произвела первый порционной сыр в пластинках.
Кризис молочной индустрии
Начавшаяся в восьмидесятых годах компания по борьбе с жирной пищей прежде всего ударила по молоку, за несколько лет снизив уровень его потребления в 4 раза — с 94 до 22 литров в год(3). Причем, потребители стали выбирать обезжиренное молоко.
Если «доиндустриальная» корова давала 5-6 литров молока в сутки, то современные животные производят по 23-25 литров. Огромное количество как самого молока, так жира, оставшегося после процессов обезжиривания, нужно было куда-то девать.
Ускоренное производство сыра
В 1985 году компания Kraft изобрела технологию быстрой ферментации сыра — процесс его изготовления сократился с долгих месяцев до нескольких часов. В этом же году огромное количество «ненужного» молока пошло на изготовление дешевого сыра.
В свою очередь, дешевый сыр перевернул технологию производства продуктов питания. Если раньше при изготовлении пиццы и замороженных продуктов использовали минимальное количество сыра, то удешевление его стоимости увеличило использование в разы.
Почему нам нравится жирное?
Специалисты по питанию выяснили, что если при употреблении сладкого или соленого существует «точка насыщения», выше которой пища становится невкусной, то в случае с жиром такой точки нет. Чем выше уровень жирности пищи, тем вкуснее она кажется(4).
Причем, организм чаще всего не способен правильно определить содержание жира в продукте — в большинстве случаев мы догадываемся об этом уровне лишь по характерному блеску. Например, сыр вовсе не кажется нам жирным, хотя он и состоит на 60% из жира.
Рецепты со «скрытым» сыром
Несмотря на то, что людям на подсознательном уровне нравится как вкус, так и ощущения от жирной пищи, постоянные упоминания о ее вреде сократили потребление жира. Сыр, вовсе не выглядящий жирным, решил проблемы производителей продуктов.
Совершая в следущий раз покупки в супермаркете, обратите внимание на то, в какое огромное количество продуктов быстрого питания добавлен сыр. Людям нравится как сам сырный вкус, так и то, что продукт, в конечном итоге, имеет высокий процент жира.
Практические советы
Избегайте продуктов, в которых сыр является добавляющим вкус ингредиентом (сырный хлеб, макароны с сыром, лазанья, пицца), и никогда не используйте тертый сыр при приготовлении пищи. Помните, что кроме вкуса сыр добавляет и сотню-другую «незаметных» калорий.
Кроме этого, пользуйтесь генетической памятью — небольшой кусочек настоящего качественного сыра в начале приема пищи ускорит приход насыщения и сократит количество съеденного. Причем, аналогичное действие на рецепторы оказывает и обезжиренный сыр.
***
Добавление сыра является одним из самых простых способов улучшить вкус практически любого блюда — причина в том, что людям на подсознательном уровне нравится жирное. Однако «скрытый сыр» так же калориен и достаточно быстро приводит к набору веса.
Научные источники: