Тренажерный зал на «Титанике»
Пассажиры первого класса знаменитого лайнера «Титаник», отправившегося в свое первое и единственное плавание в апреле 1912 года, имели доступ в тренажерный зал, оборудованный самыми современными аппаратами своего времени для физических тренировок.
«Gymnasium» предоставлял к их услугам гребные тренажеры, стационарные велосипеды, а так же аппараты для имитирования езды на лошади и верблюде. Доступ в спортивный зал для женщин и мужчин был раздельным — с 9:00 до полудня и с 14:00 до 18:00 соответственно.
Gymnasticon
Первым спортивным тренажером считается аппарат под названием Gymnasticon, придуманный французским ортопедом Николя Эндри (Nicolas Andry) в 1741 году(1). «Дедушка» современных велотренажеров позволял с помощью рук и ног приводить маховики в движение.
Следующим этапом развития считается 1876 год, когда шведский ученый Густав Зандер (Gustav Zander) презентовал систему физических тренировок при помощи машин(2). Спустя несколько лет его тренажеры продавались в 140 странах, однако стоили достаточно дорого.
Первые спортивные тренажеры
В начале XX века сама идея занятий на специальных машинах для поддержания физической формы выглядела более чем странно для среднего человека. Проблема борьбы с лишним весом, ровно как и создание «рельефного пресса», волновала крайне немногих.
Изготовленные вручную из дорогих материалов тренажеры использовались скорее в первых классах атлантических лайнеров, а также на дорогих SPA-курортах, доступных исключительно высшим сословиям. Ни о каком массовом домашнем использовании речь не шла.
Перерождение фитнеса
Первым производителем современных силовых тренажеров считается американец Артур Джонс (Arthur Jones), основатель компании Nautilus. В начале 1970-х годов он представил машину Blue Monster, позволявшую выполнять на ней базовые упражнения бодибилдинга(3).
Именно тренажеры компании Nautilus помогли силовым упражнениям стать частью популярной культуры фитнеса и аэробики, начавшей формирование именно в то время — Джейн Фонда выпустила свой первый видеокурс, а Арнольд Шварценеггер переехал в США из Австрии.
Плюсы силовых тренажеров
В своих интервью Артур Джонс упоминает, что узнал о машинах Густава Зандера лишь спустя много лет после того, как придумал свои тренажеры. По словам Джонса, при проектировании тренажеров он ставил главной задачей упрощение и оптимизацию силовых тренировок.
Представленная компанией Nautilus система блоков действительно позволяла держать мышцу в напряжении на протяжении всей амплитуды движения, что было революционным. Кроме этого, компания изобрела тренажер для упражнения пулловер, расширяющий грудную клетку.
Домашние тренажеры
Джо Вейдер является человеком, адаптировавшим тренажеры для домашнего использования. Основанная им компания Weider широко рекламировала подобные машины через собственные журналы о фитнесе и бодибилдинге — Muscle & Fitness, Flex, Men’s Fitness и Shape.
Издания являлись исключительно рекламными, выступая площадкой для продвижения товаров компании. Именно Вейдер стал первым американским работодателем Шварценеггера, платя ему $100 в неделю за написание статей о преимуществах спортивного питания Weider.
Большой спортивный бизнес
Многие думают, что для компаний-производителей силовые тренажеры оказались отличным средством делать бизнес, поскольку в отличии от гантелей и штанг, тренажер можно запатентовать, чтобы затем продавать за любую сумму. Однако это не совсем так.
Высокая стоимость современных тренажеров обусловлена тем, что компании инвестируют в разработку огромные средства. Результатом является появление возможности тренинга у тех, кто находится на восстановительной терапии, либо имеет проблемы с функциями конечностей.
***
Спортивные тренажеры были придуманы в XVIII веке в Европе, однако получили широкое распространение в 1970-х годах в США. Cовременные тренажеры весьма далеки от подобных машин как по функциям, так и по своему предназначению.
Научные источники: