На протяжении веков считалось, что мозг остается неизменным после завершения формирования в детстве (“нервные клетки не восстанавливаются”). Фактически речь шла об убеждении, что процесс записи информации в память не вызывает физических изменений в структуре тканей.
Однако научные исследования последних пятидесяти лет показывают, что развитие головного мозга человека не останавливается с возрастом. Как и мышцы, мозг можно тренировать и развивать — а нейропластичность помогает ему становиться сильнее и опытнее.
// Нейропластичность — что это?
Нейропластичность — это фундаментальное свойство головного мозга реорганизовывать свою структуру в ответ на внешние факторы. Нейропластичность возникает в результате изучения новой информации и сенсорной стимуляции — а также в результате повреждений мозга.
Данное свойство связано с процессами восстановления организма — как на физическом, так и на поведенческом уровне. По сути, мозг способен оценивать окружающую реальность и подстраиваться под нее оптимальным методом, формируя новые привычки и модели поведения.
При этом, к сожалению, способны закрепляться не только позитивные, но и негативные изменения — судя по всему, отрицательная нейропластичность приводит к усугублению влияния вредных привычек, и, вероятно, влияет на развитие депрессии.
// Нейропластичность — кратко:
- способность мозга менять свою структуру
- обеспечивает возможность обучения новым навыкам
- выражается в создании новых связей между нейронами
Как работает?
Выполнение какого-либо действия генерирует электрический импульс между нейронами головного мозга. Повторение действия вызывает морфологические (по форме) и генетические (по структуре) изменения, приводящие к увеличению или потере связи между нейронами.
Говоря простыми словами, процесс можно сравнить с развитием мышц посредством выполнения физических упражнений. Причем, нейропластичность появляется не только в ответ на действие, но и в ответ на мысль о действии.
В итоге, чем чаще повторяется определенный процесс, тем более автоматическим он становится — а человек буквально превращается в то, о чем он думает и что он делает.
Влияние на процессы обучения
Нейропластичность лежит как в основе способности мозга запоминать новую информацию, так и обеспечивает возможность обучаться неизвестным до этого навыкам. По сути, формирование новых нейропутей — ответ головного мозга на попытку решить определенную задачу.
Выполнение физических упражнений также тесно связано с нейропластичностью — в данном случае речь идет о развитии нейромышечной связи и об улучшении способности осознанно вовлекать определенные группы мускулатуры при тренировках (что существенно повышает их эффективность).
Ученые полагают, что развитие любого физического навыка (как способности качать мышцы, так и техники игры на музыкальном инструменте) меняет “мозговые карты” и обеспечивает нейропластичность.
Могут ли взрослые учиться?
Мнение о том, что запоминание информации и формирование нового навыка возможно лишь в детском и подростковом возрасте — не более, чем миф.
Вне сомнения, детский мозг может быть более пластичным — однако это не правило, а лишь результат последовательно выполняемой программы обучения.
В частности, концепция мышления роста подразумевает, что любые врожденные навыки и способности могут развиваться и улучшаться посредством нейропластичности. Человек с мышлением роста считает, что может стать умнее, лучше и опытнее в любом возрасте — благодаря регулярным усилиям.
Как развивать нейропластичность?
В желании развить нейропластичность необходимо думать не о том, какой именно навык ее развивает — а о том, насколько часто вы этот навык практикуете. Например, хотя разгадывание кроссвордов положительно влияет на функции мозга — но не в том случае, если вы делаете это ежедневно на протяжении десяти лет.
Над схемами подобных тренировок бьются многие ученые, но четкой методики с мощной доказательной базой пока не существует — не верьте производителям приложений и игр, утверждающих, что они проверены нейронаукой.
Судя по всему, чем больше вы учитесь — тем лучше вы учитесь, чем дольше вы учитесь — тем легче вам становится.
Отрицательная нейропластичность
Помимо способности головного мозга обучаться новым полезным навыкам — существует и отрицательная нейропластичность. В этом случае речь идет о закреплении негативного навыка (по сути, вредной привычки) или об ухудшении способности вовлекать себя в действие.
Например, постоянное использование навигатора приводит к ухудшению возможности самостоятельно ориентироваться на местности — чем реже используется определенный навык, тем сложнее мозгу поддерживать высокий уровень активности связей между нейронами.
Питание для работы мозга
Одним из наиболее важных веществ, необходимых для работы мозга, являются жирные кислоты омега-3 — существенная часть от их суммарных запасов в организме расположена именно в мозге. Они необходимы телу для борьбы с воспалительными процессами — а также для лечения микроповреждений.
Кроме этого, для передачи нервных импульсов между клетками необходим ряд минералов — в первую очередь, кальций и магний. Их хронический недостаток в питании характеризуется проблемами с концентрацией и сном — влияющими на нейропластичность. При этом лишь треть людей получают норму магния с питанием.
Отдельно нужно упомянуть и лецитин — он присутствует во всех тканях, а мозг на 30% состоит именно из лецитина. В результате метаболизма лецитин превращается в холин, ответственный за передачу нервных импульсов.
// Читать дальше:
- лецитин — в чём польза для здоровья?
- омега-3 — суточные нормы
- магний — в каких продуктах содержится?
***
Нейропластичность — это фундаментальная способность мозга адаптироваться к позитивному или негативному опыту. Причем, нейропластичность выражается не только в развитии способности к обучению, но и к закреплению вредных привычек (отрицательная нейропластичность).
Научные источники:
- Neuroplasticity and Clinical Practice: Building Brain Power for Health, source
- Principles of neuroplasticity and behavior, source
- What is Neuroplasticity? A Psychologist Explains, source