Сколько сахара в коле?
Высокое содержание сахара в коле — порядка 6 чайных ложек на банку — один из ключевых секретов успеха Кока-Колы и Пепси. Вторым важным ингредиентом состава является кофеин, который содержится не только в коле, но и в напитках типа Спрайт и Миринда. Однако причина, по которой люди любят пить подобные напитки, заключается вовсе не в содержании сахара или кофеина. По сути, газированная и охлажденная кола вовсе не удаляет жажду, а лишь провоцирует ее.
Входящие в состав колы сахар, кофеин и минеральные соли провоцируют обезвоживание, заставляя мозг посылать сигнал о том, что ему необходима дополнительная жидкость — и чем больше колы человек выпивает, тем сильнее ему хочется пить. Также в формировании зависимости от газировок роль определенно играет и привычка испытывать бодрящий эффект от сочетания быстрых углеводов и кофеина.
Содержание кофеина в коле
Практически все газированные напитки содержат в своем составе кофеин. Лидером по его содержанию является Mountain Dew. В материале сколько кофеина в кофе мы упоминали, что там содержится порядка 50-55 мг кофеина в стандартной банке (350 мл), что сравнимо с порцией эспрессо. Большинство видов колы (обычные Кока-Кола или Пепси, Кока-Кола Зеро, Кока-Кола Лайт, Пепси Зеро) содержат около 35-40 мг кофеина на 350 мл (вышеупомянутая стандартная банка)(1).
К сожалению, законодательства большинства стран не требуют указания точного содержания кофеина в газированных напитках, поэтому точная информация недоступна потребителю. При этом компании-производители не дают никакого объяснения присутствия кофеина в напитках — он не может влиять на вкус, и его наличие в составе говорит лишь о желании повысить зависимость от колы.
Зависимость от колы
Научные исследования показывают, что как дети, так и взрослые чрезвычайно восприимчивы к сладкому вкусу — по сути, им нравятся продукты, на 25-40% состоящие из сахара(2). Удивительным образом газированные напитки имеют именно тот уровень сладости и содержания сахара, который нравится людям. Судя по всему, именно на этом строится факт формирования зависимости от колы и привычка пить сладкую газировку с каждым приемом пищи.
Желание компаний-производителей создать ассоциативный ряд между употреблением колы и приятными моментами четко прослеживается в рекламе, когда пьющие газировку люди буквально светятся от радости и удовольствия. В течение десятилетий Coca-Cola Company активно работает на то, чтобы сформировать устойчивую связь между новогодними праздниками и обязательной покупкой колы.
Из чего делают колу?
Типичными ингредиентами, входящими в состав колы, являются очищенная водопроводная вода, сахар (или его аналоги — например, кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы), сахарный колер, кофеин, ортофосфорная кислота, экстракт коки, экстракт орехов колы, лимонный экстракт, ваниль и глицерин. В состав диетической колы вместо сахара входят сахарозаменители (чаще всего, аспартам).
Классические Кока-Кола и Пепси также содержат натуральные ароматизаторы, получаемые в результате смешивания лимонного, апельсинового и прочих масел. Однако точный список ингредиентов, из которых делают колу, считается технологической тайной и не раскрывается. Иногда в прессу попадает информация о том, что в составе обнаруживаются странные ингредиенты — например, частицы панцирей насекомых, используемых в качестве темного красителя.
Диетическая кола
Широко известно, что график роста продаж газированных напитков в США практически аналогичен графику развития эпидемии ожирения(4). Другими словами, чем больше сладкой колы пьют люди, тем быстрее они набирают вес — и роль играет вовсе не высокая калорийность напитков, а то, что входящие в состав колы быстрые углеводы в буквальном смысле разжигают аппетит. Кроме этого, содержание сахара в коле превышает содержание сахара в большинстве фруктовых соков.
В ответ на критику компании-производители выпустили диетические и низкокалорийные варианты напитков, заменяя сахар (или еще более вредный сироп фруктозы) на сахарозаменители. Однако все больше данных говорят о том, что сахарозаменители «обманывают» мозг, заставляя его испытывать тягу к обычному сахару — в итоге человек получает лишние калории не из диетической колы, а из других источников.
Сколько колы можно пить в день?
Среднее потребление газировок в США удвоилось за последние тридцать лет, достигнув в конце девяностых максимальные 500 мл на человека в сутки(4). При этом в некоторых штатах средний человек выпивал более одного литра колы в день. При этом речь идет именно о средней цифре — если не учитывать людей, совсем не употребляющих газировки, цифра будет существенно выше.
Можно со 100% уверенностью сказать о том, что ежедневное употребление колы в подобных количествах негативно влияет на здоровье — начиная от разрушения эмали зубов и проблемами с желудком, заканчивая развитием ожирения. Естественно, что диетологи не дают рекомендации о том, сколько колы можно пить в день, а рекомендуют полностью исключить любые виды газировок из рациона.
Кока-кола — компания зла?
Естественно, что у таких компаний, как Coca-Cola или PepsiCo, нет прописанной в уставе цели осознано портить здоровье людей и провоцировать массовое ожирение. Высокое содержание сахара и кофеина в напитках обусловлено исключительно тем, что именно такой вкус больше всего нравится людям, и именно такой продукт они хотят покупать. В итоге, все сводится к максимизации прибыли.
К сожалению, основная задача этих компаний строится на создании преданных потребителей (так называемых «heavy users») — тех, кто выпивает более двух банок колы в день. Более 80% от всех продаж газировок приходится именно на них(3). Важно и то, что формирование привычки постоянно пить колу строится в детском возрасте — и именно поэтому детям лучше ее вообще не давать.
Спортивные напитки и изотоники — новый рынок
С целью роста продаж в 1980-х годах Coca-Cola начала сотрудничество с Макдоналдс, сделав отраслевым стандартом сочетание колы и фаст-фуда. Следом был акцент на маленькие магазины у дома — в США их часто выкупали лишь для того, чтобы бороться с марками конкурентов(2). Главным приоритетом последних лет стал сладкий сок, сахарный чай в бутылках и спортивные напитки.
Неограниченные рекламные бюджеты тратятся на пропаганду того, что для тренировок спортсменам обязательно нужны изотоники Powerade или Gatorade — продукты тех же самых Coca-Cola Company и PepsiCo. Несмотря на то, что спортивные врачи и диетологи постоянно напоминают, что единственным отличием Powerade от колы является вкус и отсутствие газа, их просто никто не слышит.
***
Секрет успеха колы — состав, который вовсе не удаляет жажду, а лишь провоцирует ее, заставляя выпивать больше. Вопрос того, содержится ли в составе сахар или сахарозаменитель играет вторичную роль — в конечном итоге, употребление любой газировки несочетаемо с похудением, поскольку оно почти всегда провоцирует человека на избыточное потребление быстрых углеводов.
Научные источники:
- Caffeine Chart — Center for Science in the Public Interest, source
- How The Food Industry Manipulates Taste Buds, source
- Industry Studies, Edited by Larry L. Duetsch, source
- Effects of Soft Drink Consumption on Nutrition and Health, source
Как можно пить эту гадость?
С вискарем