Хотя сегодня это кажется странным, но 20 лет назад на упаковке продуктов чаще всего отсутствовала полноценная информация о калорийности или питательном составе. Данные можно было найти лишь в справочных книгах — да и то, для базовых продуктов питания (овощей, мяса и круп).

К сожалению, ситуация с информацией о пищевой ценности еды, представляемой на упаковке, до сих пор нуждается в улучшении. Одним из практических вопросов, важных для целого класса потребителей, становится то, можно ли указывать среди этих данных гликемический индекс.

// Пищевая ценность продукта — требования

Гликемический индекс в таблице пищевой ценности

Согласно действующему регламенту ТР ТС 022/2011, пищевая ценность продуктов питания, указываемая в маркировке, обязательно должна содержать следующие данные — энергетическая ценность (калорийность); количество белков, жиров, углеводов; количество витаминов и минералов¹.

При этом количество витаминов и минеральных веществ указывается исключительно в том случае, если они добавлены в пищевую продукцию в процессе приготовления — а суммарное количество каждого нутриента составляет не менее 5% от потребностей взрослого человека.

Опционально может указываться прочая информация. Например, данные об углеводах могут быть дополнены содержанием клетчатки, крахмала или сахара; а данные о жирах — видом жирных кислот. Содержание соли также указывается только по желанию производителя.

// Опрос читателей Фитсевен:

Гликемический индекс на упаковке — опрос

// Читать дальше:

А что в других странах?

Принципиальным отличием информации о пищевой ценности продуктов, применяемой в большинстве других стран мира, является требование по оформлению данных в таблицу единого формата — что должно облегчить покупателям поиск на упаковке.

Также во многих странах обязательно указание количества натрия (соли) в продукте — а также факт наличия (либо непосредственное количество) трансжиров. Хотя российский регламент накладывает ограничения на максимальное содержание трансжиров — указывать цифру на упаковке не требуется.

Помимо прочего, в последние годы в мировую практику входит требование о заметной маркировке еды с повышенным содержанием сахара, насыщенных жирных кислот или соли — добавления крупных (чёрных или цветных) стикеров на лицевую сторону товара, сразу видимую покупателю.

// Читать дальше:

Гликемический индекс — чем он важен?

Теоретически, гликемический индекс должен помогать потребителю ориентироваться в том, насколько быстро содержащиеся в углеводном продукте питания углеводы повышают уровень глюкозы в крови. Важно, что ГИ не применяется к белковым или жировым продуктам.

Зная гликемический индекс, человек с наличием сахарного диабета (либо с желанием похудеть за счёт контроля над уровнем глюкозы) может составить подходящую ему диету — ограничивая продукты питания с высоким ГИ и отдавая предпочтение с низким или средним.

// Продукты с низким ГИ — и низкой калорийностью


Механика определения цифры

Первая сложность гликемического индекса — цифра всегда рассчитывается для порции продукта, содержащей 50 г углеводов. В свою очередь, таблица пищевой ценности отталкивается либо от стандартных 100 г/100 мл — либо, в случае с порционной едой, от размера единичной порции.

То есть, хотя многочисленные таблицы гликемического индекса в интернете составлены в виде “продукт — цифра ГИ”, в них всегда подразумевается, что это усредненное значение для порции, содержащей именно 50 г углеводов. Прочие объемы еды могут показывать иные значения.

Помимо этого, на гликемический индекс еды будут влиять целый ряд факторов — начиная от сочетания продуктов (табличные цифры определяются на пустой желудок), так и от индивидуальных особенностей организма.

Пример: гликемический индекс хлеба

Хлебная единица для диабетиков

Для понимания практического уровня сложностей, приведём пример исследования², посвященного определению гликемического индекса белого хлеба — на протяжении 12 недель у 63 участников регулярно измерялось повышение глюкозы после употребления хлеба.

Хотя средний гликемический индекс хлеба, определенный исследованием, составил 62 единицы — у некоторых людей цифра достигала 47 единиц, а у других — 77 единиц.

У 22 участников исследования повышение уровня глюкозы после потребления белого хлебы было низким, у 23 — средним, а у 18 — высоким. Соответственно, диапазон гликемического индекса продукта позволял поместить его во все три категории ГИ.

Одинаков ли ГИ продукта для меня самого?

Даже если исключить тот факт, что показатели ГИ продукта варьируются от человека к человеку, можно полагать, что они должны быть одинаковыми для одного и того же организма.

Но и в этом случае исследование показывает, что цифры могут отличаться. То есть, крайне маловероятно, что одно и то же количество продукта даст аналогичное повышение уровня глюкозы в крови даже у одного и того же человека.

В пояснительной записке учёные отмечают: “Если бы ваш лечащий врач сказал, что уровень плохого холестерина может варьироваться в диапазоне ±20%, вы вряд ли отнеслись бы к этой информации с доверием”.

// Читать дальше:

***

Среди множества причин, согласно которым указание гликемического индекса на упаковке продукта невозможно — механика расчета для порции размером в 50 г углеводов (общий вес может серьезно варьироваться), а также серьёзные сомнения учёных в том, что ГИ представляет сколь-либо стабильную цифру.

Источники данных:

  1. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 — Пищевая продукция в части ее маркировки (с изменениями на 14 сентября 2018 года), ссылка
  2. Estimating the reliability of glycemic index values and potential sources of methodological and biological variability, source

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *